Корзина
Нет отзывов, добавить
РоссияРеспублика ТатарстанКазаньул. Каюма Насыри 27
+7 937 522 0189
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
Официальный магазин издательства "ИМАН"
Корзина

Зия Камали

Зия Камали (Парваз ад-дин бин Джамал ад-дин бин Камал ад-дин) родился 9 декабря 1873 года в деревне Кляшево Уфимского уезда и губернии. Отец Зия Камали Джамалетдин, бывший долгие годы батраком, понимал, что у его сына будет будущее, если дать ему образование. Начальное образование получил в мектебе родного аула, а затем в медресе «Усмания» в Уфе. Зия Камали подрабатывал — зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых. После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке. По предложению мударриса Хайруллы Усманова в 1898 г. Уфимским благотворительным обществом он был направлен для обучения в Стамбул. Позднее перевелся в Медину, затем в каирский университета Аль-Азхар, где стал учеником улема-реформатора Мухаммада Абдо. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зийа ад-дин — «свет религии»), став убежденным сторонником обновления ислама, европеизации быта мусульманских народов. В это время в Аль-Азхаре существовали самые различные идеи, в том числе и радикального толка. В отличие от Ризы Фахреддина, который заимствовал у Абдо идею создания правового конституционного государства, Камали скорее импонировали антиколониальные идеи довольно фундаменталистского толка. В Россию Зия Камали вернулся в 1904 г. и стал преподавать философию Ислама и тафсир в медресе «Усмания». Свои идеи он пропагандировал и на страницах периодической печати, в частности, в газете «ал-Алам ал-Ислами» («Мусульманский мир»), которая издавалась в Уфе в мае 1906 — янв. 1907. З. Камали, был членом редколлегии и фактическим редактором некоторых ее номеров. С 1909 г. Камали стал имамом 2-го прихода г. Уфы,

В 1906 г он стал основателем медресе «Галия». В 1914г. религиозным предметам в медресе отводилось 28,2% времени, арабскому языку — 14,7%, татарскому — 4,9%, русскому — 14, 1%, светским наукам — 35,6%, другим предмета — 2,5% времени. Образование в Г. составляло 2 разряда: подготовительное к высшему «игъдадия» — 3 класса; высшее «галия» — 3 класса и охватывало 6 лет. Наряду с традиционными для джадидского медресе предметами особое внимание уделялось философии (в том числе Ислама), истории религий. Программа «Галии» была близка по программе к светскому учительскому институту: сюда входили психология, педагогика, логика, музыка, французский язык, химия, физика. Изучались также история тюркских народов, арабский язык, татарский язык и литература. 7-го мая 1907 года состоялось торжество закладки здания медресе, а 18 ноября того же года трёхэтажное здание в самом начале улицы Уфимской (Чернышевского) было построено. На первом этаже — кухни, столовая и гардероб. На втором — спальни, библиотека, химический кабинет, комнаты для учителей и директора. На третьем этаже — классы и помещения для молитвы. В здании был водопровод. По окончании строительства стоимость здания составила 40 тысяч рублей, разницу в 14.300 рублей компенсировал купец Садри Назиров. Медресе также финансировали Суфия Джантюра, Бадри Назиров, Сабирджан Шамигулов, супруги Султановы (см. статью про М. Султанову). В 1907 году в Галию приняли 160 шакирдов. Открылись 2-й приготовительный и 2-й высший классы. В 1908-1909 учебном году в медресе было уже пять классов. С 1913 г. «Галия» получила полный планируемый цикл обучения.

После Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае (12–29 января 1910 г.) и Совещания по вопросу о постановке школьного образования для инородческого, инославного и иноверного населения (30 ноября 1910г.-14 декабря 1911 г.) учителя (кроме этнических русских) должны были принадлежать к аналогичной с учащимися национальности. В итоге начинается массовое изгнание татарских мугаллимов из казахских Степей и Туркестана В ответ Галия резко увеличила прием шакирдов нетатар (казахи, туркменв, черкесы, адыги, крымские татары, киргизы ит.д.). В 1913 г. здесь обучалось 114 шакирдов. Всего Галию закончило более 1400 шакирдов.